Исправность тормозов держим под контролем

Почему нужно заботиться о тормозах своего автомобиля и поддерживать их в исправном состоянии, понимают все. Даже неадекватные гонщики, которые при каждом удобном случае объявляют: «тормоза нужны только чайникам и трусам», всегда проверяют работу тормозной системы и стараются добиться максимальной ее эффективности.

Современный легковой автомобиль имеет избыточную эффективность тормозов. Т.е. при потере 20% стандартной работоспособности тормозной системы она все равно в состоянии замедлить движение в соответствии с техническими требованиями на автомобиль. Но это свойство справедливо только для исправной системы тормозов, пусть даже с небольшим износом.

Тормозная система обычного легкового автомобиля уже лет 30 выполняется в виде 2 абсолютно независимых гидравлических контуров, соединенных между собой в узле передачи усилия – главном тормозном цилиндре. Усилие от педали тормоза передается и многократно усиливается в дополнительном узле – вакуумном усилителе (ВУ).

Благодаря такой компоновке водителю не приходится прилагать большого усилия к педали тормоза, при этом сам процесс управления торможением становится более комфортным. Хотите оценить, насколько разработчики и производители автомобиля облегчили вам жизнь? Попробуйте затормозить на небольшой скорости при неработающем усилителе. Разница настолько очевидна, что даже взрослый и физически сильный человек не всегда сможет остановить автомобиль в таких условиях.

Как обычно контролируется работа тормозной системы?


Во-первых, опытный водитель использует тормоза в движении значительно реже, чем, например, сцепление. Во многих случаях потребность погасить скорость обеспечивается с помощью движения накатом и кольцевым маневром с заносом. Каждое срабатывание тормозов – это непродуктивные потери энергии движения, дополнительный износ колодок и резины. Экономить или ездить с использованием всех систем безопасности – решает каждый сам индивидуально.

Но в любом случае перед выездом на проезжую часть необходимо проверить работу тормозных механизмов с помощью пробного торможения с небольшой скорости на свободном ровном участке дороги. Кроме самого торможения, по характеру движения машины можно оценить симметричность срабатывания левых и правых сторон. В случае несогласованного усилия торможения автомобиль даже на небольшой скорости рискует «уйти» в сторону.

Вторым признаком исправных тормозных систем можно назвать отсутствие утечек рабочей жидкости в системе. Подтекание или выпотевание гидравлической жидкости на шлангах и трубопроводах системы внешним осмотром установить достаточно сложно, хотя и возможно. При наличии подозрений необходимо осмотреть состояние резиновых шлангов тормозной системы. Из-за потери герметичности они становятся мокрыми и грязными, со следами тормозной жидкости. При наличии внешних повреждений, потертости или трещин тормозные шланги подлежат немедленной замене.

Достаточно легко утечку жидкости можно заметить при проверке уровня в контрольном бачке. Как правило, уровень в градуированной емкости до верхней отметки доливается водителем или механиком СТО. Резкое снижение говорит о неисправных тормозах. В таком случае выезжать за пределы стоянки, бокса или гаража опасно для жизни, т.к. состояние тормозной системы может привести к аварии.

Третье: усилие сопротивления педали в случае исправной тормозной системы постоянно и имеет определенную величину. Если при нажатии на педаль тормоза она как бы проваливается или поддается легко, почти без сопротивления, тормозная система неисправна и требует срочного вмешательства. «Ватность» педали тормозов, как правило, говорит о наличии в трубопроводах системы пузырьков воздуха вследствие утечки тормозной жидкости. Устраняют такую неисправность достаточно просто, вымыванием воздуха полной или частичной прокачкой тормозной жидкости.

Достаточно часто эффективность работы тормозов снижается вследствие полного износа накладок на тормозных колодках. В таких случаях при торможении металлическая часть колодки трется о тормозной диск с характерным скрежещущим звуком. Помимо отсутствия эффекта торможения, такая ситуация может привести к выходу из строя тормозного диска или суппорта колеса. Степень износа колодки легко контролируется по наличию на накладке специальной контрольной перемычки – паза. При износе накладки выше допустимого такой паз просто исчезает с поверхности колодки.

Если передние колеса на современных автомобилях обязательно оборудованы дисковыми тормозами, то задние колеса могут быть оснащены как дисковыми, так и барабанными системами. Конструкция последних отличается от дисковых иной схемой приложения прилагаемого усилия. Тормозящие элементы выполнены в виде изогнутых колодок, а воспринимающий и передающий элементы в виде пустотелого стального барабана. Такие системы отличаются простотой в обслуживании, в том числе при замене тормозных колодок. К недостаткам можно отнести необходимость проведения регулировки зазоров при установке новых колодок.

Основные принципы срабатывания систем торможения сводятся к обеспечению равномерного прямолинейного замедления машины. Для пустой машины эффективность торможения передних колес выше вследствие большей нагрузки на передний мост, обусловленной весом двигателя. Для груженой машины, когда центр тяжести смещен больше к багажнику, момент срабатывания задних тормозов устанавливают на небольшое время раньше передних, что обеспечивает предупреждение заноса автомобиля, даже при неблагоприятных погодных условиях.

Похожие публикации

Тут ничего нет

Нет комментариев